psyont (psyont) wrote,
psyont
psyont

Моя колонка в "Завтра"

Оригинал взят у karpets в Моя колонка в "Завтра"
«Битва  за  историю»




«В  ПОСЛЕДНИЕ  ДНИ»   -  В   ЕГО   ПОСЛЕДНИЕ  ДНИ


Мы  уже  -  слава  Богу  -  стали  привыкать  к  имени Льва Тихомирова как  автора  «Монархической государственности»,  Но  все  было не  так просто.

В  марте  1917  года Лев Александрович   дает   подписку  о признании республиканской  власти. В его дневнике – запись  о том,  что  «Монархическая государственность» —  «надгробное слово на могиле некогда великого покойника» (http://www.voskres.ru/idea/tihomirov.htm).

Жесткий  к  Тихомирову исследователь   С.В. Чесноков ((http://txt.drevle.com/lib/chesnokov-okolo_tihomirova.html) обращает  внимание  на признание  Тихомировым учения о  «естественном праве», которому  в «Монархической  государственности» принадлежит целая  глава.  И    ставит вопрос: “Не отсюда ли странность, на которую наше внимание обратил Г.Б.Кремнев: у Тихомирова «нет ни слова о мистическом значении монархической власти.<…>. идеолог монархии проходит мимо традиционно наиболее распространенного толкования важнейшего понятия "удерживающего" как власти римского кесаря? »

.

Действительно, в  статье  1907 года «Апокалипсическое учение о  судьбах и конце мира»,  в  которой на месте  «удерживающего» оказывается  «свободная  воля  человека»
Книга  «Религиозно-философские основы  истории»,  изданная  по авторским рукописям, кое-что приоткрывает. В  ней  основа истории -     противостояние «моисео-христианства», то есть метафизики  сотворении мира Богом «из ничто»   и метафизики  «первосущности».  Первый   вариант провозглашает  однонаправленный  временной поток единожды запущенной истории к ея цели – в теологической версии это «новая земля и новое небо», в атеистической – «светлое будущее человечества»..

Идея линейного  времени объединяет  Иудаизм и западные ветви Христианства,  внутри  которого первым ея выразителем  был блаженный Августин (354  —  430 ). В  его  главном  труде  «О Граде Божием» ( !) линейное  время  воплощено в истории  человека.  Для  Августина   вопрос о Боге, по сути,  равен вопросу о человеке По мнению знаменитого  еврейского философа М.Бубера Августин первым  поставил главный антропологический вопрос в первом лице (у Аристотеля человек говорит о себе в третьем лице). Римо-католики считают Августина святым. Православная Церковь, почитает Августина только блаженным. Тихомиров  парадоксально   более восприниял западную  традицию, связанную с Августином и  его  персонализмом, чем восточную, прежде  всего каппадокийскую. Ну, а  где Августин, там  и  Фома Аквинский,  фактический  создатель  «теории естественного права. ….

Характерно, что именно Августином именует «последнего епископа» Тихомиров в своей предсмертной  повести  «В последние дни» (1918)


Ключевым  в статье 1907 года  было  учение о  «веках Церкви» Речь идет о соотнесении апокалиптических ангелов Церквей с хронологическими эпохами  Оно изложено    Варфоломеем Хольцхаузером ( (1613-1658). В  России его сторонником был Патриарх Никон. Согласно этой доктрине «шестой «век» находится под покровом ангела Филадельфийской Церкви и должен быть ознаменован  обращением ко Христу июдеов (Откр. 3, 9) . Собственно,  это и оказывается  целью истории, и это - один  из  главных  мотивов     повести.

Вот ея  краткое содержание.  Наступает взрыв оккультизма,  распространяемого  масонством и стоящей за ним еврейской организацией «Кол Израэль Хаберим».– Во  главе  мира  оказывается  некий Антиох Масон, «американский еврей темного происхождения», «Верховный Устроитель». Среди христиан ( всех конфессий) выделяются малые группы так называемых «филадельфийцев». Они-то и образуют истинную «мистическую Церковь». «Мировое еврейство» делится на три части, одна из которых, возглавляемая бывшим раввином Борухом Хацкиелем,  образует в рамках «филадельфийства» еврейскую христианскую церковь наравне с Римо-католической и Православной. После хорошо известных из Откровения событий – смерти и воскресения пророков Илии и Еноха, поставления печатей, битвы при Армагеддоне, наступает гибель антихриста и Второе и Славное Пришествие Христово.



Формально  все    соответствует Писанию.  Но…«Израиль по крови»  становится  у  Тихомирова,  подлинной  целью и  осью истории. Отметим, что  примерно так  же «цель истории»  выглядит и в  современном  «иудеохристианстве»,  вплоть до Александра Меня с  его  известным  интервью в  «Вестнике РСХД» (1976) 

«Еврейский вопрос» как  движущая  сила т.н.   «освободительного движения»  всегда был в центре внимания Льва Александровича.  Однако резко критическое отношение к историческому еврейству сочеталось  у него с буквальным пониманием ветхозаветных - текстов;  он был убежден в  сохранении  «богоизбранности Израиля» , в то время как святоотеческое Предание настаивает на  том, что  Православная Церковь - Новый и  единственный Израиль.

А  здесь Церковь -  чисто  исторический институт Отсюда и часто подчеркиваемая  мысль о второстепенности «обрядов» и о  том, что «филадельфийство» - некое общехристианскон движение… 



Ну  а  остальное ?  -  Скорбь  на  краю  жизни,  в его  последние  дни.  
Живя  в Сергиевом Посаде, у стен Троице-Сергиевой Лавры , Лев Александрович работал над   воспоминаниями   под названием «Тени прошлого».  Среди  «теней» -  и Софья Перовская, и Константин Леонтьев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments