psyont (psyont) wrote,
psyont
psyont

Доисторические сверхъестественные машины

Оригинал взят у vova_91 в Доисторические сверхъестественные машины
Роботы появились в Европе до начала механической эры и для Средневековья мира они были неотличимы от волшебства.


В 807 году Аббасидский халиф в Багдаде, Харун ар-Рашид отправил Шарлеманю подарок, подобных которому никогда не было в христианской империи. Это были медные водяные часы. Время в этом механизме измерялось маленькие каплями, которые падали через небольшое отверстие в металлическую миску. Вместо пронумерованных дисков, часы показывали время с помощью двенадцати механических всадников, которые высовывались из маленьких окон. Это была вещица необычайной красоты, и франкский летописец, описавший подарок, отметил его, как "поразительное произведение механического искусства".

Технологии, как маячки, указывают на определённые эпохи. В ставшем довольно популярным сериале "Игра престолов" представлен довольно большой ассортимент часовых механизмов, водяных колёс, лебёдок и шкивов. Фактически, несмотря на существование рабочих моделей, таких как подарок Харуна ар-Рашида, подобные хитрые механизмы начали появляться в Европе только через 500 лет.

Когда в Европе, наконец, появился часовой механизм, он практически моментально популярным. В первые десятилетия 14-го века часы появились во всех города Европы, а обладание механическими часами было показателем успеха.

Всюду мы находим ссылки на большое количество анахронизмов и примеров смешивания механизмов и искусства. Музыкальные фонтаны. Автоматизированные слуги. Механические животные и искусственные певчие птицы. Большая их часть была разработана и сконструирована за пределами Европы, в космополитических дворцах Багдада, Дамаска, Константинополя и Каракорума. Такие автоматы появлялись в средневековой Европе в качестве подарков от иностранных правителей.

В середине 10-го века, например, итальянский дипломат Лиутпранд Кремонский описал церемониальную комнату во дворце византийского императора в Константинополе. В этом помещении император Константин VII принимал иностранных гостей, сидя на троне между золотыми львами, которые "издавали ужасный рёв, открывали пасти, шевелили языком и махали хвостами. Рядом с троном стояло золотое дерево в натуральную величину, на ветках которого сидели десятки позолоченных птиц, поющих песни." Когда Лиутпранд выказал почтение императору, трон, неожиданно для посла, поднялся до потолка со всё ещё сидящим на нём правителем. Затем император вернулся в исходное положение уже в другой одежде, сменив костюм во время путешествия наверх.

Трон и его механизм давно вышел из строя, но отчёт Лиутпранда повторяет описание этого же чуда самим византийским императором, сделанное примерно в то же самое время. Но между двумя отчётами есть заметный контраст. Византийский оператор был больше озабочен тем, как спецэффекты вписываются в традиционные ритуалы. Лиутпранд, однако, поразился зрелищу. Он догадывался, какие механизмы могли поднять трон, но, что касается птиц и львов, он признал: "Я не могу вообразить, как это было сделано".

Средневековые инженеры из Европы, возможно, испытывали недостаток в знаниях, чтобы хотя скопировать эти сложные машины или изобрести новые, но благодаря подаркам, таким как часы Харуна ар-Рашида, и отчётам о путешествиях, таким как отчет Лиутпранда, в Европе все уже знали о чудомеханизмах. Учёные и философы использовали свои собственные научные идеи, чтобы объяснить их. Их теории не предполагали полного понимания механики т.к. знания в этой области были потеряны Европой после падения Римской империи.

Вместо этого европейцы ударились в демагогию. В механизмах пытались найти скрытые силы природы, фундаментальные связи между небесными телами и земными вещами и демонов, которые вселялись в человеческие тела, через чудные механизмы. В итоге эти механизмы стали плодотворной почвой для развития европейского мистицизма. Механическая эра могла разрушить мировоззрение европейцев, и её победа была менее впечатляющей, чем повальное увлечение часами. Все европейцы считали все механизмы, даже час, чем-то волшебным.

В Средневековье всё объяснялось "творением природы", но некоторые явления были достаточно странными и редкими, что их нельзя было рассматривать как часть мира природы. Поэтому они были классифицированы как сверхъестественное: буквально "вне природы".

Что могло попасть в эту категорию? В значительной степени любое странное явление или отклонение от обычного хода событий - двухголовая овца, например. С другой стороны, некоторые явления расценивались как сверхъестественные, потому что их причины не были очевидными и их трудно было понять. Например, огнеупорная кожа саламандры или то, как определённые драгоценные камни, как думали, обнаруживали яд и противодействовали ему. Даже магниты были примером сверхъестественного.

Проявления сверхъестественного были различными, причины — тоже. Природа могла быть ответственной просто потому, что она не обязана всегда вести себя понятно и очевидно, но также в этом могли быть виновны демоны и ангелы. Люди могли использовать свои знания, приобретённые из древних текстов, чтобы предсказать сверхъестественные события, такие как затмения. Также они могли использовать секретные свойства растений, чтобы получить определённые желаемые результаты. Вызов демонов, чтение звёзд и приготовление снадобья могли попасть под эту категорию.

Таким образом, было несколько возможных объяснений технологических чудес, которые прибывали с востока и юга. Роберт, французский рыцарь времён катастрофического Четвёртого Крестового похода 1204 года, написал о медных статуях на ипподроме, которые "волшебным образом" перемещались. Несколько десятилетий спустя францисканские миссионеры в Монгольскую Империю сообщали о механических птицах во дворце Хана, которые были словно живые, и всё это было из-за вселившегося в них дьявола (хотя они не исключали передовые технологии, но только как альтернативную теорию).

Говорящие статуи подвергались астрономическому влиянию или демоническому вмешательству?

Перемещающиеся и говорящие статуи могли также быть результатом особого выстраивания планет. Во время своего преподавания в соборной школе в Реймсе, Герберт из Орийяка, позже Папа Римский Сильвестр II (999-1003), предоставил инструменты для астрономического наблюдения (армиллярная сфера и звёздная сфера) и вычисления (абака и арабские цифры) образованным элитам Северной Европы. У него была такая серьезная репутация, что спустя больше 100 лет после его смерти ему также приписали создание "говорящей головы", которая предсказывала будущее. Согласно некоторым отчётам он добился этого с помощью демонического волшебства, которое он изучил наряду с разрешенными областями науки и математики; согласно другим он использовал свои превосходные знания планетарного движения, чтобы в нужный момент астрономического соединения голова предсказывала будущее. Теперь уже все знают, что делал он свои вычисления с помощью армиллярной сферы.

Поскольку категория сверхъестественного охватывала огромное количество объектов и явлений, и постоянно велась борьба между рационализированными объяснениями и сверхъестественными, было трудно понять истинную причину того или иного «сверхестественного» явления. Говорящая статуя объяснялась астрономическим влиянием или демоническим вмешательством. Согласно одной легенде Альберт Великий — немецкий богослов 13-го века, профессор университета, епископ и святой — использовал свои знания, чтобы создать робота пророка. Один из братьев Альберта решил посетить его и когда он постучал в дверь, ему сказали войти. Когда монах вошёл внутрь, он увидел, что не Брат Альберт ответил на его стук, а странный, как живой, робот. Думая, что существо было каким-то демоном, монах быстро разрушил его, но расстроенный Альберт позже объяснил, что смог создать робота благодаря очень редкому построению планет, которое происходит только один раз в 30000 лет.

Как и мы, они связывали технологии с особыми местами или культурами. Золотое дерево с искусственными певчими птицами, которое поразило Лиутпранда во время его визита в Константинополь, было довольно распространённым видом автомата: он встречался во дворцах Самарры и Багдада и позже в центральной Индии. В начале 13-го века султан Дамаска отправил металлическое дерево с механическими певчими птицами в подарок императору Священной Римской империи Фридриху II. Это был тот же чудо-автомат, который пустил корни и в Западных странах, и позже множество авторов в средневековой Европе упоминали золотые деревья с искусственными птицами во многих описаниях дворцов в Вавилоне и Индии.

В одном романе начала 13-го века волшебники используют драгоценные камни с таинственными свойствами наряду с некромантией, чтобы заставить птиц прыгать и щебетать. В другом романе конца 12-го века король использует ветра, чтобы заставить золотые ветви колебаться, а позолоченных птиц петь. Было несколько различных видов птиц, каждая из которых имела свою неповторимую песню, причем песни были столь точными, что настоящие птицы слетались к дереву в надежде найти пару.

"Таким образом, чёрные дрозды, жаворонки, сойки, скворцы, соловьи, зяблики, иволги и другие птицы, которые слетались в парк в приподнятом настроении на красивое пение птиц, были очень недовольны, когда не находили себе партнёра!"

Спустя три века после того, как Герберт начал учить своих студентов, как понимать небеса с помощью армиллярной сферы, энтузиазм по поводу механических часов начал охватывать Северную Европу. Европейские гигантские часы могли моделировать космос, предсказывать затмения и рассказывать историю человечества от грехопадения в Райском саду до рождения и смерти Иисуса и его обещанного возвращения.

Астрономические инструменты, такие как астролябии и армиллярные сферы, ориентировали зрителя в космосе, показывая фазы луны, знаки Зодиака и движения планет. Наборы колоколов, запрограммированные на определенные мелодии, четко отмечали течение времени. Крупные движущиеся фигуры людей, нагруженные христианской символикой, появлялись на радость зрителя каждый час. Они иллюстрировали рассказ о прошлом, настоящем и будущем (включая спасение человечества после второго пришествия Христа). Монументальные часы позднесредневекового периода использовали передовую технологию, чтобы представлять светскую и священную хронологию в одном единственном графике времени.

Светские личности торопились овладеть новыми технологиями. Как их коллеги в отдалённых восточных столицах, европейские правители включили механические чудеса в свои изысканные зрелища. За день до официальной коронации в Вестминстерском аббатстве в 1377, Ричард II, король Англии, был "коронован" золотым механическим ангелом, изготовленным гильдией ювелиров, во время его театрализованного представления в Чипсайде.

И хотя средневековые европейцы выяснили, как изготовить те же самые виды сложных автоматов, которые восточные люди проектировали и строили в течение многих веков, они не прекращали верить в сверхъестественные причины. Они просто добавили понятие "механический" к списку возможных объяснений. Увиденному человеком механизму могли одинаково приписывать божественную или дьявольскую причину, говорящую или движущуюся статую могли объяснить ремесленным или техническим ноу-хау, наукой о звёздах или демоническим искусством. Конечно, лондонские ювелиры в 1377 прекрасно знали, как работал изумительный ангел. Но из-за ряда возможных причин, которые могли оживить автоматы, реакция на них в позднесредневековый период имели тенденцию зависеть в большой степени от перспектив развития европейского общества, которое находилось в застое.

На банкете в честь коронации Фердинанда I Справедливого в 1414 году для развлечения использовалось театральное оборудование такого же вида, как в религиозных мистериях. Механическое устройство называлось облаком и использовалось для появления с потолка небесного создания (богов, ангелов и т.п.). Фигура Смерти, вероятно также механическая, появилась над аудиторией и требовала позвать придворного шута по имени Борра. Другие гости на банкете были предупреждены, но никто не говорил Борре. Летописец описал это чудо с сухой точностью:

«Смерть бросила вниз веревку, они [предупреждённые гости] связали ею Борру, и Смерть повесила его. Бедняга плакал и в ужасе кричал, он обмочился в своё нижнее бельё, и моча потекла на головы людей внизу. Он был уверен, что отправляется к чёрту. Король был поражён и удивлён.»

Такие театральные уловки кажутся нам небольшим безумием (особенно льющаяся на зрителей моча), но если сценическое оборудование часто объясняли странными силами, неудивительно, что Борра боялся.

Тем не менее, пока механические технологии распространялись всюду по Европе, механическое объяснение автоматов (и машин в целом) постепенно стало преобладать над волшебными. К концу 17-го века сфера сверхъестественного практически исчезла. Технологические чудеса, как думали, работали в пределах границ естественного, а не за его пределами. Природа из сильного и даже капризного явления превратилась в предсказуемое, регулярное и подчиняющееся постоянным законам, таким как движение механических часов.

Это новое механистическое мировоззрение преобладало в течение многих веков. Но сверхъестественное оставалось скрытым и удивительным аспектом жизни европейцев ещё очень долго. В 19-м веке учёные и художники предложили видение мира природы, которое изобиловало скрытыми силами и демонами. Устройства, такие как гальванометр, измеряющий электричество, дали учёным понимание большинства невидимых сил. Возможно, сама искра жизни была электрической.

Даже сегодня мы находим следы веры в сверхъестественное, хотя чаще оно идёт вместе с естественными, а не искусственными явлениями. Всё же наше продолжающееся восхищение машинами можно до сих пор увидеть в книгах и на экране.

источник



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments