psyont (psyont) wrote,
psyont
psyont

Спасти Леонардо: русский миллиардер продаёт да Винчи

Оригинал взят у tanya_mass в Спасти Леонардо: русский миллиардер продаёт да Винчи

Менее чем через месяц на торги аукциона Christie’s будет выставлен самый невероятный лот из всех возможных. Подлинник Леонардо да Винчи, «Спаситель мира». Приблизительная стоимость — сто миллионов долларов. Звучит одновременно эффектно и сомнительно: одна из менее чем двадцати известных работ мастера и единственная, находящаяся в частном владении. А владеет ею русский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Но всё даже сложнее, чем можно подумать.

О том, что у Леонардо была когда-то работа под названием «Спаситель мира» (Salvator Mundi), исследователи знали давно: в Виндзорском замке хранятся наброски к этому полотну, то есть мастер над ней точно работал. Возможно, не закончил. Возможно, так и не написал. Возможно, написал, продал и она пропала.

В 1900 году британский коллекционер баронет Фредерик Кук, собиравший мастеров итальянского Возрождения, купил милую безделушку кого-то из миланских леонардесков — последователей да Винчи. Таких в его собрании хватало. После смерти Кука его наследники начали понемногу коллекцию распродавать. Работа неизвестного леонардеска ушла с молотка за смехотворные сорок пять фунтов: слишком уж жуткое было качество холста. Бесконечные записи, явно пририсованные к женскому лицу усы не позволяли не то что оценить — датировать полотно.

В начале нового, XXI уже века картина снова всплыла на торгах, и опять как работа неизвестного последователя Леонардо. Но теперь за всё ещё смешные десять тысяч долларов попала в надёжные руки — досталась группе нью-йоркских арт-дилеров. Те скинулись, провели экспертизу и оплатили реставрацию. Сняли позднейшие записи, расчистили красочные слои и открыли натурального, узнаваемого Леонардо, соответствующего виндзорским наброскам.

Художественный мир раскололся. Одни эксперты считали «Спасителя» безусловной работой мастера. Другие сомневались в авторстве. Мол, странно, что Леонардо поскупился на оптические искажения и преломления в изображении хрустальной сферы, которую держит в левой руке Иисус. Да и позе Спасителя сложности не хватает. Наиболее вероятной пока остаётся компромиссная версия: Леонардо «Спасителя» начал, а кто-то из леонардесков картину завершил. Позднее её дорабатывали, корректировали, дополняли. Отсюда — множественные записи.

И тут на арену выходит русский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев. Бывший владелец «Уралкалия» и нынешний — футбольного клуба «Монако», номер двадцать в русском списке Forbes. В этот список титулов отлично вписывается «владелец Леонардо». Купил он полотно в 2013 году. Часто такие сделки остаются в тени, но на этот раз картина попала в поле зрения прессы и широкой общественности, угодив в раздел «судебная хроника». Рыболовлев и те самые нью-йоркские арт-дилеры обвинили аукционный дом Sotheby’s и швейцарского банкира Ива Бувье в том, что те провернули спекулятивную сделку.

Дело в том, что Бувье, который занимается хранением купленных на аукционах полотен, купил картину при посредничестве Sotheby’s за восемьдесят миллионов долларов — и тут же перепродал русскому олигарху, но уже за сто двадцать семь с половиной. Обе эти сделки он долгое время прорабатывал параллельно. Когда это вскрылось, обиделись и олигарх, и продавцы. Олигарх утверждал, что Бувье должен был представлять его интересы в анонимной покупке. Продавцы же заподозрили Sotheby’s в сговоре со швейцарцем.

И вот теперь Рыболовлев своего Леонардо продаёт. Торги назначены на 15 ноября. Но главная новость не в том, что в России не будет своего Леонардо. Во-первых, Рыболовлев небось и так хранил бы его в Нью-Йорке. Во-вторых, что мешает, скажем, Петру Авену (особенно если его «попросят») или фонду «Константиновский» потратиться на «Спасителя»? И даже не в причинах, по которым владелец продаёт то, что только «вчера» было куплено, — о них мы можем только гадать. Главное — подтвердилось то, что недавно обретённое полотно написал всё-таки Леонардо. До 11 октября, когда был объявлен этот лот, единственным доказательством того, что «Спаситель» принадлежит его кисти, был тот факт, что картину выставили на ретроспективе да Винчи в британской Национальной галерее. Теперь подлинность подтвердили и эксперты Christie’s. А кто теперь это сокровище купит — дело десятое.

https://storia.me/ru/@anastasia.moth/kultura-i-iskusstvo-p4rgh

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments